Описание Чуйского тракта
Чуйский тракт… Его история – неотъемлемая часть истории Алтайского края. Она уходит в глубь веков. Когда-то эта дорога была вьючной тропой, ответвлением Великого шелкового пути, «китайской дорожкой», как ее называли. Уникален сам тракт, уникален и музей Чуйского тракта (ныне отдел Бийского краеведческого музея им. В. В. Бианки), основанный в 1992 г. начальником Бийского дорожно-строительного управления № 10 Юрием Дмитриевичем Никишиным.
На крутых поворотах
Общество Союзтранс 1 июля 1930 г. направило первую автоколонну, груженную мукой, из Бийска в Кош-Агач. Головной машиной управлял опытный шофер Петр Криницин. Девять дней пробивались через Семинский перевал, а всего этот рейс длился около месяца. Все девять машин вернулись в Бийск и все… без кабин. Как рассказывали водители. они столкнулись в пути с бандитами. Отстреливаясь, уходили на большой скорости. АМО переворачивались на крутых поворотах. Их ставили на колеса, и колонна шла дальше.
Группа шоферов «СовМонгТорга». В рамке – Мария Панкова, первая женщина-шофер на Чуйском тракте. г. Бийск, 1931 г.
Невозможно не упомянуть о легендарной Марии Панковой, которая была первой женщиной-шофером на Чуйском тракте. В 1930 г. она получила права и четверть века провела за баранкой. Мария пришла в контору «Союзтранса» и сказала: «Берите шофером! Разве юбка причина для отказа?» А с виду была – челка на лоб, косички по сторонам… И все-таки взяли. Сказать, что работа была тяжёлая, значит – ничего не сказать. Как-то раз, например, в Курайской степи (за перевалами, уже близ Монголии) окружили ее машину голодные волки. Заглохший мотор не запускало! со стартера. Кругом – ни души, лишь огоньки жёлтых глаз со всех сторон, а пугнуть зверюг было нечем. До утра просидела Мария в кабине, пока не подоспел на помощь случайный грузовик. Работать начала на первых отечественных автомобилях АМО. Сохранились ее воспоминания: «Остановились мы однажды с колонной машин в одном из селений у монгольской границы. К моей машине подошел местный житель и, схватив меня за руку, стал куда-то тащить. Алтаец привел меня в юрту, стал рассказывать что-то на родном языке собравшимся. Наконец я поняла: он удивлен тем, что женщина работает шофером». На фотографии она – единственная в группе мужчин, стоящих на фоне автомобилей. А вскоре появилась у неё и «конкурентка» – Юлия Крюкова.
Начиная с 1933 г., тракт стал заметно военизироваться, служебно-трудовая дисциплина приблизилась здесь к армейской, а работники этой дороги постановлением правительства были «приравнены к славным бойцам Красной армии». На строительстве тракта работали заключенные Сиблага, а среди них – и служители церкви.
Самое активное строительство дороги началось с приезда на Алтай Николая Вишневского, который возглавлял управление Чуйского тракта в 1933-1935 гг. Дорога была сооружена в кратчайшие сроки – за полтора года. 7 ноября 1934 г. рапортовали об окончании основного строительства Чуйского тракта. В июле 1934 г. для проверки построенных участков полотна и эксплуатационных качеств отечественных автомобилей ЗИС-5 был организован первый пробег, показавший современность и надежность трассы.
Но почти сразу же после торжественных митингов были арестованы все руководители Чуйского военизированного тракта как шпионы и диверсанты. Начальник строительства Вишневский, награжденный орденом Трудового Красного Знамени, тоже проходил по этому делу. 67 человек были расстреляны.
Дембельский мост
В с. Иня через реку Катунь за одну зиму 1936 г. был построен подвесной мост. Автор проекта – студент пятого курса Московского автодорожного института Сергей Цаплин, ему было в то время 26 лет. Он сам руководил этим строительством. Уникальной конструкции мост был сооружен из лиственницы местной породы.
У этого моста несколько названий, одно из них – дембельский. Перед заключенными-строителями было поставлено условие: как только будет готов объект, их сразу же отпустят на волю. Зима в этих местах в ту пору выдалась очень суровой. Но, несмотря на лютый мороз, уложились в немыслимо короткий срок. Все, можно уезжать. Но когда одна из машин с освобожденными сиблаговцами отправилась домой, на одном из участков трассы она перевернулась. Погибли 27 человек, в их числе главный инженер управления дороги Бийск-Кош-Агач УНКВД по Запсибкраю А. И. Микрюков. По воспоминаниям современников, Анатолий Исидорович был классным специалистом, по-доброму относился к подчиненным и не погнушался поехать в одной машине со вчерашними заключенными.
Строители сложили печальную песню про Леньку-стажера, который вел эту машину.
Колька Снигирев и Рая
Автор популярного шоферского шансона про «Кольку Снигирёва и девушку Раю», новосибирский писатель-фантаст Михаил Михеев, автор книг «Вирус В-13» и «Тайна белого пятна», в 1930-е гг. работал слесарем в управлении Чуйского военизированного тракта. Он влюбился в девушку, которая стала позже прототипом песенной героини Раечки. Она предпочла слесарю шофера Николая Ковалёва. Михеев в шутку-отместку и сочинил эту песню, переименовав Ковалёва в Кольку Снегирёва, который гибнет по вине девушки. Говорят, песня была исполнена на свадьбе у счастливого соперника, влюбленные не обиделись.
Над обрывом повисла на миг…
С обледенелых и скользких троп срывались в пропасть навьюченные лошади и верблюды зачастую вместе с проводниками. Некоторые купцы сами укрепляли эти участки с отвесными скалами – бомы, на свои средства делали их более проходимыми. К примеру, есть Мининский бом, он назван но имени купца Минина. Есть ручные каменные кладки, уложенные заключенными на бомах, они очень прочные и до сих пор сохранились.
На 400-м км Чуйского тракта на Белом боме ветераны-водители из Новосибирска установили символический памятник легендарному алтайскому шоферу, «положили зеленую штору и согнутый от АМО штурвал». Вот с этой самой кручи, по преданию, и улетел «отчаянный шофер».
«…И, как птица зеленая, АМО
Над обрывом повисла на миг.
Говорливые чуйские волны
Заглушили испуганный крик…»
Станислав Крыжановский был руководителем управления дороги Новосибирск–Бийск–Ташанта в течение 15 лет. Это под его началом прошли самые весомые реконструкционные работы. Под его руководством сделали вторую автомобильную дорогу через многотрудный перевал Чике-Таман, она расширена, улучшена и большой опасности теперь не представляет. Вся дорога раньше была разбита на отдельные участки, за каждым из них были закреплены рабочие дорожной службы, так называемые ремонтеры. Онижили в домиках рядом с трассой. Среди них были легендарные личности. Фатей Мальцев, которого, водители-чуйцы называли дедом, жил в одиночестве и очень добросовестно следил за своим участком. Когда бы ни поехал начальник управления с инспекцией по трассе, Фатей Тихонович всегда находился на дороге, постоянно был при деле, хотя никакой связи тогда не существовало и предупредить его никто не мог. Его избушка с вывеской «Ремонтер» стояла при въезде в Курайскую степь. Мальцев встал на тракт в 1900 г., а умер на этой же дороге в1972-м, держа в руках лопату.
«Дорога жизни»
На победу в Великой Отечественной войне были нацелены все ресурсы, все сферы человеческой жизни, а все дороги, даже расположенные в глубоком тылу, – вели на фронт…
На Алтае такой дорогой был Чуйский тракт. С 1933 г. за ним закреплено название «Чуйский военизированный тракт», а все работники дороги приравнивались к бойцам Красной армии.
Основные работы по обустройству тракта были выполнены еще до начала войны: на смену паромным переправам пришли мосты, на опасных участках, бомах (скалах) и перевалах, расширена проезжая часть, улучшено дорожное полотно.
Первый приказ военного времени, устанавливающий ежедневные дежурства на дороге на весь период мобилизации, был подписан 23 июня 1941 г. начальником Управления дороги «Чуйский тракт» Виктором Федоровичем Андреевым. Им же были подписаны и первые приказы о мобилизации работников управления. Сам В. Ф. Андреев, после долгих и настойчивых просьб в адрес вышестоящего начальства, покинул пост и ушел на фронт в январе 1942-го.
На место мобилизованных работников, специалистов, инженеров, механиков и водителей, вставали, как и по всей стране, женщины и дети. Всего на войну от управления дороги ушли 84 человека. В первые же дни был сформирован 71-й дорожно-эксплуатационный полк, состоявший в основном из высококвалифицированных шоферов и дорожников с Чуйского тракта – из г. Бийска.
Мобилизовали не только людей, на фронт уходили автомобили – почти вся действующая техника. Для городских и загородных перевозок осталось около 40 автомобилей устаревших марок. Груз перевозили на лошадях, быках и верблюдах. Зимой 1943-1944 гг. из Монголии в Бийск было сделано 18 тыс. верблюдоходок – существовал такой термин. Известен случай, когда караваном привезли 120 тонн цветного металла на нужды фронта. Это была высокохудожественная буддийская пластика. Подарок монголов пошел на переплавку и использовался для производства авиационных и танковых двигателей.
Герой труда Монголии Борондонгий Лувсан, будучи 18-летним юношей, возглавлял один из караванов с грузом, шедший по Чуйскому тракту, вспоминал:
«…Конечно, путь был не легок, мы преодолели 13 перевалов и пересекли много рек. Были дни радости, огорчения, и было очень холодно. В эти трудные дни нам помогали русские, которые остались в тылу, – женщины, дети. Однажды был случай, когда наш караван подошел к реке Хатан (Катунь), дедушки, бабушки, женщины и дети подходили и помогали пересечь реку, как могли. Сняв верхние одежды, они раскладывали на льду, чтобы легко было караванам перейти через большую и широкую реку… Одна девушка осталась в белом платье. Ее звали, кажется Тамарой. Ведь она могла бы замерзнуть в мороз 42 градуса…»
Самый большой караван верблюдов в 1 200 голов вышел в ноябре 1942 г. и только к февралю 1943-го пришел в Бийск Он доставил 5 тыс. фуфаек, 10 тыс. полушубков, 22 тыс. пар носков и варежек, 7 тонн сушеного мяса. По поводу прибытия каравана был устроен настоящий праздник ведь переход был невероятно сложным: на перевале Чике-Таман погибло несколько десятков животных. Некоторые просто не выдерживали трудностей пути и низких температур и утром оставались лежать. Местные жители подбирали их и выхаживали.
«Запомните нас молодыми!»
26 мая 2002 г. к 80-летию придания Чуйскому тракту статуса дороги государственного значения в Бийске был открыт памятник первопроходцам тракта. На постаменте стоит ЗИС-5. На улицу Вячеслава Шишкова – начало Чуйского тракта – этот автомобиль прибыл своим ходом.
Чуйский тракт, село Усть-Муны Obakeneko
Чуйский тракт, Отгудай Ганжа Константин
Чуйский тракт в Камлаке Артём Полоз
Памятник Чуйскому тракту
Чуйский тракт
Чуйский тракт в Майме, Республика Алтай
Чуйский тракт в Онгудайском районе Obakeneko
Чуйский тракт — автомобильная дорога М-52, которая проходит по маршруту Новосибирск — Бийск — Ташанта, является главной транспортной артерией Алтая. Участок от Бийска до Ташанты как раз и носит название «Чуйский тракт». Официально Чуйский тракт начинается у моста через реку Бию, проходит через Алтайский край и большей частью находится в Республике Алтай, а заканчивается у границы с Монголией. Протяженность автомагистрали — 953 км.
История Чуйского тракта в досоветское время
Чуйский тракт – одна из уникальнейших дорог России – имеет более 200-летнюю историю. По версии научно-популярного журнала «National Geographic», Чуйский тракт — единственная дорога России, которая вошла в список десяти самых красивых автомобильных дорог мира. История Чуйского тракта – неотъемлемая часть истории Республики Алтай, корнями уходящая вглубь веков.
Первые упоминания о Чуйском торговом пути относятся к концу XV-XVII вв. В то время Чуйский торговый путь представлял собой горную тропу и соединял центр Бийского уезда с Горным Алтаем, доходя до монгольской границы. До начала XX в. тракт условно делился на два участка: первый – от Бийска до Онгудая (255 верст), второй — от Онгудая до Кош-Агача (257 верст). При этом данная дорога была мало приспособлена для колесного передвижения и была очень опасна на речных «бомах» и горных перевалах.
Вопрос о необходимости прокладывания Чуйского пути впервые возник в начале 1860-х гг. Постепенно вопрос обустройства Чуйского тракта стал принимать статус государственного. Поэтому представители губернской власти ставили вопросы перед Министерством финансов о выделении средств на строительство дороги от Бийска до границы с Китаем в кратчайшие сроки.
Первые обследования Чуйского тракта были предприняты в 1868 г. чиновником особых поручений Министерства финансов А. Яцевичем и в 1869 г. бийским исправником Е. Замятиным. В своих отчетах они обосновали экономическую выгоду пути и необходимость строительства дороги. На основании этих данных генерал-губернатор Западной Сибири А. Хрущёв обратился с ходатайством в государственное казначейство об ассигновании 100 тыс. руб. на строительство. Но ходатайство не было подкреплено необходимыми документами – техническим обоснованием проекта и сметой предполагаемых работ, а потому было отклонено.Более восьми лет не предпринималось никаких изыскательских работ на Чуйском тракте из-за отсутствия необходимых финансовых средств. Кроме того, руководство заняло выжидательную позицию, надеясь, что решение вопроса строительства дороги может частично разрешиться на местном уровне – с помощью лиц, заинтересованных в заграничной торговле с Монголией и Китаем.
Новое обследование пути было предпринято в 1877 г. В Горный Алтай был направлен инженер-конструктор Клобуков. Внимательно осмотрев дорогу по р. Чуе, он составил проект, смету расходов на её устройство. По предварительным подсчетам, требовалось от 400 до 500 тыс. руб. Требуемая сумма затрат являлась слишком огромной, поэтому вопрос обустройства пути оставался на некоторое время открытым. Первое исправление тропы началось только в 1879–1880 гг. воинским начальником генерал-майором Нарским. Под его руководством дорога была приспособлена к колесной езде от с. Онгудая до с. Хабаровки.
Не откладывая решения вопроса на долгое время, Министерство финансов командировало в Горный Алтай инженера А. Яцевича. Осмотрев Чуйский тракт, он доложил обо всех трудностях, связанных с перевозками по этому пути. По результатам поездки томский губернатор ходатайствовал о выделении 100 тыс. руб. на устройство дороги. Но деньги и в этот раз отпущены не были. В 1884 г. Министерство финансов командировало в Горный Алтай своего сотрудника – Шишманова, который пришел к выводу, что передвижение по тракту крайне затруднительно и не лишено риска.
Некоторые сдвиги в решении вопроса строительства Чуйского тракта наметились в начале 1890-х гг. Для определения стоимости строительных работ, с целью превращения тропы в колёсную дорогу в 1892 г. в горы Алтая был направлен учитель технического реального училища Н. Ивачев. Сделав поверхностное описание пути, он определил стоимость его исправления в 48565 руб. В ноябре 1893 г. министр финансов С. Ю. Витте на заседании Комитета Сибирской железной дороги поставил вопрос о необходимости ассигнования средств на строительство Чуйского тракта. На эти цели было отпущено 48 тыс. руб., которые поступили в распоряжение томского губернатора. Комитет Сибирской железной дороги ассигновал на предварительные изыскания 2 500 руб. и 45 тыс. руб. на капитальные работы. Принял участие в их ассигновании и Кабинет: он выделил 3 тыс. руб. Вопрос строительства колесного пути от Онгудая до Кош-Агача стал постепенно решаться.
Для определения стоимости строительных работ, с целью превращения тропы в колёсную дорогу 14 мая 1894 г. в горы Алтая были командированы военный инженер И. Вараксин и поручик Н. Голышев. Весь путь от с. Онгудайского до с. Кош-Агач они разделили на четыре части. Первые две части дороги, согласно заключению, не требовали никаких исправлений, другие две части являлись труднопроходимыми и нуждались в исправлении.
Из отчета поручика инженерных войск Голышева о результатах обследования местности для прокладки колесного пути от г. Бийска до поселка Кош-Агач:
В конце 1890-х гг. вновь предпринимались попытки обследования Чуйского пути. Для определения стоимости строительных работ, в 1897 г. в горы Алтая был направлен инженер А. А. Ломачевский, приезд которого оказался безрезультатным, так как в силу определенных причин свою работу инженер не закончил. Ему удалось доехать только до с. Онгудая.
По ходатайству князя Вяземского в 1900 г. в Горный Алтай были направлены Барнаульский уездный исправник С. П. Лучшев и инженер И. И. Биль. В результате проведённого обследования, С. П. Лучшев и И. И. Биль предложили построить три переправы через р. Катунь. Продолжая обследование Чуйского тракта, С. П. Лучшев и И. И. Биль установили, что ширина дороги, не должна превышать 5 аршин. По рекам, кроме р. Катунь, предполагалось построить мосты самой простой конструкции. При таком подходе к «обустройству пути» потребовалось бы 60 тыс. руб. Обсудив предложенный проект, правительство приняло его и началось финансирование работ.
Уже в 1901 г. на строительстве Чуйского тракта работало от 80 до 158 рабочих и 30 солдат – подрывников. В 1901–1902 гг. были произведены работы по сооружению деревянных мостов, труб, паромных переправ.
Трассировка всего пути Чуйского тракта проходила в достаточно тяжёлых горных условиях. Уклон косогоров, по которым предполагалась прокладка дороги, в большинстве случаев определялся на глаз. Уклон пути высчитывался относительно вертикальных высот, определяемых специальным прибором – анероидом. С помощью профессиональных приборов специалисты намечали направление дороги в местах более или менее пригодных для передвижения.
К концу 1903 г. колёсная дорога соединила Бийск с с. Кош-Агач. На её сооружение было затрачено около 80 тыс. руб. или в среднем 160 руб. за версту. И только в 1908 г. впервые весь путь от Бийска до с. Кош-Агача был открыт для гужевого транспорта на двуколках алтайского типа.
Однако первые поездки торговцев по новой дороге показали, что она далека от совершенства и требует доработки. Резкого снижения стоимости провоза товаров, на что в первую очередь рассчитывали купцы, не произошло. Как и прежняя тропа, новый путь не был лишен опасных участков, а потому, был всё так же труден для передвижения. Иными словами, его реконструкция не оправдала ожиданий местного населения, торговцев и всех тех, кто был заинтересован в его обустройстве.
Первоначально Чуйский тракт проходил по линии Бийск – Верх-Катунское – Алтайское – Черга – Шебалино – Онгудай – Иня – Кош-Агач. Дорога по указанному направлению функционировала до тех пор, пока с. Улала не стало одним из крупных торговых центров Горного Алтая.
В 1912 г. бийский биржевой комитет обратился с ходатайством в Министерство путей сообщения о безотлагательном исправлении Чуйского тракта. Губернская администрация поддержала данное предложение. Бюджетная комиссия государственной думы одобрила прошение и выделила 15 тыс. руб. для проведения изыскательских работ в Горном Алтае. Работы были проведены летом 1913 г. На эти деньги изыскатели провели топографическую съемку всего Чуйского тракта.
Для дальнейшего обследования пути в Горный Алтай прибыла экспедиция, в составе которой был инженер В. Я. Шишков. Изыскания было решено начать в двух направлениях: задача первого – продолжить обследование существовавшего направлении тракта, оно называлось «левобережным», а изыскательная группа «Чуйской». Её руководителем был назначен В. П. Петров. Задача второго направления – осмотреть участок: Бийск – Майма – Усть-Сема – Эдиган с последующим выходом к переправе Кор-Кечу и вынести свои заключения. Эта линия называлась «правобережной». Ее руководителем являлся В. Я. Бабурин.
В. Я. Шишков осуществлял общую координационную деятельность двух групп. После обследования местности В. Я. Шишков предлагал соединить оба направления в с. Черга. По его проекту предполагалось продолжить трассу до с. Усть-Семы, где уже существовал довольно неплохой колёсный путь. Этот вариант по протяженности был самым длинным, но позволял обойти три трудных переправы. Кроме того, он облегчал трудоёмкие скально-взрывные работы. Экспедиция В. Я. Шишкова провела съёмку всей существующей дороги от Бийска до с. Кош-Агача.
В целом экспедиция проделала огромную работу. Полученные материалы позволили определить примерную стоимость работ. С постройкой деревянных искусственных сооружений она составила 6 млн. 218 тыс. руб., а железобетонных – 7 млн. 897 тыс. руб. Данному проекту также не суждено было сбыться. Первая мировая война не дала возможности осуществить намеченные работы по дальнейшему переустройству Чуйского тракта.
Достопримечательности и интересные места
Чуйский тракт – осевая трасса Республики Алтай, или как ее здесь часто называют – «Дорога жизни». Это одна из красивейших дорог России и всего мира со множеством природных достопримечательностей. Пересекая «Золотые горы», как переводится с монгольского Алтай, можно посетить множество интересных мест.
- Музей Чуйского тракта расположен в Бийске – начальном пункте исторической дороги. Здесь хранятся документы и фотографии, связанные со строительством тракта. Адрес музея: переулок Центральный, д. 10.
- Имя Ая в Республике Алтай носят сразу три объекта: река, озеро и село. Все они расположены в 25 км к западу от Горно-Алтайска на противоположном от тракта берегу реки Катунь. Наибольший интерес представляет озеро, посреди которого расположена деревянная «Беседка любви». До беседки можно добраться на лодке или даже вплавь. Вода в озере довольно теплая, что отличает Аю от большинства горных озер Алтая.
- Аржаан-Суу – родник, носящий статус памятника природы Республики Алтай. Источник располагается на 478 километре Чуйского тракта в 7 километрах от села Манжерок. Вода в роднике богата минералами и химическими элементами (серебром и железом), а среди алтайцев источник считается священным. Поэтому согласно алтайским поверьям, деревья возле родника перевязаны белыми ленточками.
- Тавдинские пещеры располагаются рядом с ключом Аржаан-Суук, но на другом берегу Катуни. Добраться сюда можно, свернув с тракта и преодолев мост через Катунь в районе особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» (напротив родника). Тавдинские пещеры – массив из более чем 30 карстовых пещер общей протяженностью около 30 км. Пещеры расположены на отвесных скалах, однако подавляющее большинство из них доступно и активно посещается. Самая известная пещера – «Большая Тавдинская», также носящая втором имя «Девичьи слезы».
- Село Акташ – бывший шахтерский поселок, в котором некогда добывали ртуть. Однако Акташ больше известен не своими архитектурными изысками, а тем, что здесь заканчивается среднегорная часть тракта и начинается высокогорье. Так что Акташ – это граница между освоенным отрезком тракта и его экстремальной частью.
- Курайская степь – эталон редкого ландшафтного явления «гигантская рябь течения», самые необыкновенные виды можно наблюдать на юге котловины у реки Тете. Гигантская рябь течения – последствие существования некогда в котловине ледникового озера, которое, растаяв, образовало на почве долины причудливый узор, больше всего напоминающий обнаженное песчаное дно реки. Песчаные волны в Курайской степи достигают размера в 20 м.
По рейтингу журнала National Geographic Чуйский тракт вошел в десятку самых красивых дорог планеты. Здесь открываются захватывающие дух пейзажи, будто перекочевавшие с полотен Николая Рериха, некогда искавшего в горах Алтая Шамбалу. Эта автомагистраль – сама по себе достояние, ничуть не уступающее другим достопримечательностям Алтая.
Поездка по Чуйскому тракту — это уже самодостаточное путешествие, хотя по пути десятки достопримечательностей.
Дом построен по заказу купца Варвинского — коллекционера русской литературы
Первая — Музей Чуйского тракта в Бийске. Здание музея — памятник архитектуры, дом купца Варвинского, построенный в 1911 году. У здания стоит памятный знак в виде подковы с колесом. Знак символизирует сразу несколько моментов — от лошадей, которые стали первым средством передвижения по дороге, до разметки на подкове, показывающей изгиб Чуйского тракта. Место возле здания считается началом исторического пути и называется «нулевой километр Чуйского тракта».
В истории Чуйского тракта есть имя — Николай Михайлов — это первый водитель, проехавший по Чуйскому тракту на легковом автомобиле в 1925 году
Любителям музеев можно заехать в Музей камня в селе Майма. Дальше по пути гора Чертов палец, на вершину которой может забраться даже неподготовленный турист.
В Шебалинском районе можно искупаться в Катуньских (Семинских) ванночках, в которых река из горных рек останавливается и прогревается до комфортной температуры. Между селами Камлак и Черга есть зубровый питомник, где можно посмотреть, как животные спускаются на водопой.
Загадочное место, алтайский Стоунхендж — Каракольский природный парк Уч-Энмек. Это охраняемая территория в Онгудайском районе. В парке собраны памятники разных времен и священных для алтайцев мест.
Гейзерово озеро
Гейзерово озеро у села Акташ находится на 796-м километре Чуйского тракта. Его глубина — около двух метров. На поверхности заметны разводы округлой формы, которые отражают процессы, происходящие на дне озера, поэтому озеро называют глазом земным.
Неподалеку от скалы Белый Бом (тоже в копилку достопримечательностей) стоит памятник, известный как памятник Кольке Снегиреву. Колька Снегирев — это скорее вымышленный персонаж поэта Михаила Михеева, собирательный образ отчаянных и смелых водителей, которые едут по этой красивой, но довольно опасной дороге.
В этом году НГС планирует серию публикаций, посвященных Чуйскому тракту. В них мы расскажем об особенностях дороги, достопримечательностях и расходах на путешествие.
Протяженность Чуйского тракта — около 1000 километров
Музей Чуйского тракта
Чуйский тракт — одна из немногих дорог мира, которым посвящён музей. Музей Чуйского тракта находится в городе Бийск, по адресу: пер. Центральный, 10. В музее собраны документы и фотографии времён строительства Чуйского тракта, есть уникальный объёмный макет дороги, картины и диорамы.
Попытки создания музея Чуйского тракта предпринимались не один раз. В фондах Бийского Краеведческого Музея им. В. В. Бианки хранится переписка, датированная 1936 г., о создании экспозиции по истории строительства Чуйского тракта — между первым директором музея и начальником строительства дороги Вишневским Н.В. К сожалению, в начале 1990-х старый музей был утрачен.
В основу первой экспозиции музея нового музея, открытого в 1992 г., легли раритетные предметы: карты, изготовленные В.Я Шишковым, известным советским писателем, разработчиком правобережного Катунского варианта Чуйского тракта. Также в Управлении Чуйского тракта долгое время хранились топоприборы, которыми пользовались техники-изыскатели Томского округа путей сообщений.
К оформлению музея были привлечены известные художники Бийска, одним из первых экспонатов музея стал макет Чуйского тракта, изготовленный бийским художником Станиславом Дулепинским. Ю.П. Коробейниковым были созданы диарамы «Дембельский мост», «Старый и новый мосты в с. Иня», которые до сих пор используются в экспозиции музея. В музее хранятся документы по истории строительства дороги, фотографии, награды первых водителей Чуйского тракта, предметы быта конца XIX–XX вв., связанные с историей строительства тракта и его автомобилизации.
В последующие годы музей быстро развивается, открываются новые экспозиции: в 2014-ом году был открыт зал «Автомобилизация Чуйского тракта»; в 2016-ом реконструирован первый зал музея «Дорога тысячелетий»; в 2018-ом планируется создание новой экспозиции «История изысканий и строительства Чуйского тракта».
Одним из наиболее интересных экспонатов обновленного музея является памятник Кольке Снегиреву, «самому отчаянному» шоферу тракта, главному герою песни «Есть над Чуей-рекою дорога». Сама песня появилась на Чуйском тракте в начале 30-х годов прошлого века и быстро разлетелась не только по Алтаю, но и по всей стране.
Но как выяснил в середине 1960-х гг. барнаульский журналист Юрий Козлов, Кольки Снегирева не было, а был Николай Ковалев, один из первых водителей города Бийска, который работал на Чуйском тракте. Он в отличие от героя песни не погиб, а жил и работал в Бийске. В 1986 ветераны транспортного предприятия «Совавто-Бийск», осуществлявшие перевозки в Монголию, установили на Белом Боме памятник Кольке Снегиреву и своим друзьям, погибшим на Чуйском тракте. В 2012 году в результате реконструкции памятник был смещен на обочину дороги, а затем оказался в канаве. Чтобы спасти и сохранить памятник, сотрудники музея организовали небольшую экспедицию и привезли его в Бийск — так музей пополнился уникальным экспонатом, который занял свое почетное место в экспозиции.
Новый памятник шоферам Чуйского тракта
Круг посетителей музея за последние годы значительно расширился. Очень часто в музее стали бывать горожане, туристы из разных регионов нашей страны, иностранные гости – США, Китая, Монголии, Германии, Франции, Польши. В последние годы музей стал съемочной площадкой для телевизионных передач и фильмов. Здесь снимались «Непутевые заметки» Д. Крылова, «Письма из провинции» и др. В сентябре 2016 г. известный музыкант и режиссер Игорь (Гарик) Сукачев снимал здесь свой фильм «То, что во мне» (рабочее название — «Алтайская песня»): «Чуйский тракт на Алтае — потрясающая дорога для путешествий. Я ехал на своем мотоцикле от Нулевого километра города Бийска, где находится прекраснейший Музей Чуйского тракта, до монгольской границы…».
От себя добавим, экспозиция будет интересна не только отраслевым специалистам, но и широкому кругу граждан. Т.к. в ней представлены не только предметы истории быта, работы и жизни строителей дорожников — отдельно стоит упомянуть написанные маслом картины с видами автодороги. В книге посещений автор данных строк оставил запись от 24.02.2018 — может быть, кто-нибудь из наших читателей сможет ее увидеть. Еще два подобных музея существуют в Эстонии и в Литве — возможно, со временем на своих страницах мы также сможем о них рассказать.
Станислав ДОНИН
Манжерок
Горнолыжный Манжерок / на фото автор статьи — Яна Рахимкулова
На 470 км трассы Р-256 по указателям сворачиваем налево и выезжаем к курорту Манжерок.
С 2017 г. началось инвестиционное финансирование и это круто поменяло облик Манжерока. Теперь это курорт европейского уровня с гостиничным комплексом и развитой инфраструктурой. В 2019 г. построена гондольная канатная дорога — 2500 м. Ведет она на вершину горы Малая Синюха, откуда открывается панорамный обзор на реку Катунь и озеро Манжерокское.
Здесь же построен самый крупный в России байк — парк с экстремальной трассой черного уровня. Зимой работает горнолыжный курорт с трассами для новичков и опытных райдеров. Есть спортивные площадки, каток, тюбинг- трассы, зоны отдыха, сувенирные лавки, стрит-фуд и ресторан «Горный». В любой сезон здесь каждый найдет развлечения.
Цены:
- проживаниев гостиничном комплексе: стандартный номер с мини- кухней — от 4000 руб./номер на двоих. Завтрак включен.
- подъем на канатной дороге — 500 руб./взр, 400 руб./дет.
- Ski-passна день пт-вск — 1300 руб.
Кордон Кур-Кечу
Кордон Кур-Кечу / фото автора
После села Купчегень на 678 км автодороги поворачиваем налево к реке и едем до базы. Это самая крупная база в Онгудайском районе. Разместиться можно в аиле, в двухэтажных коттеджах или в отдельно стоящих домиках.
Осенью 2018 г. я останавливалась на этой базе в домике под горой. Внутри дома: 4 кровати, стол и дровяная печь, которую мы топили. Все аскетичное, но уютно. Треск печи, шум реки и вокруг ни души. На основной территории базы есть беседки, баня, столовая. Сотовой связи почти нет.
- Цены: 700 руб./чел.
- Баня: 800 руб./час
Кур-Кечу примечателен Ильгуменскими порогами, которые образует слияние рек Б. Ильгумень и Катунь. Мощь водной стихии во всей красе, часами можно наблюдать за бурлящим потоком горных рек. Проверено, здесь ловится хариус.
Песчаная скала на 687 км / фото автора
Далее на 687 км Чуйского тракта встретится природный феномен — отвесная песчаная скала, расположенная вдоль дороги. Фотографируемся, наслаждаемся панорамой на Катунь и движемся дальше.
Архитектурный комплекс «Аил»
- Координаты на карте: 52.101598, 85.919765.
Архитектурный комплекс был создан в честь 25-летия со дня образования Республики Алтай и 260-летия вхождения алтайского народа в состав России. Его главной достопримечательностью является шестиколонная беседка.
Своим видом она напоминает гору и в то же время — алтайский чум. Своды беседки украшены латунными плитами со сквозными рисунками, имитирующими петроглифы. Между колоннами установлен «Колодец желаний».
В комплекс также входит юрта, памятник Туристу и каменная стела села Майма с бронзовым изваянием солнца. Авторами проекта выступили архитекторы Епишев М.Д. и Романова М.И.
Озеро Ая
Село и озеро находятся в 25 км от Горно-Алтайска и 17 км к югу от села Маймы, чуть в стороне от Чуйского тракта на левом берегу Катуни.
Озеро Ая, расположенное как бы в ложбине, среди зеленных гор, характеризуется прозрачной и теплой водой. Оно заполняет одну из трех котловин на поверхности террасы. В центре озера существует небольшой островок — Беседка Любви, до которого можно добраться вплавь. Главным преимуществом озера Ая является его теплая вода. Кроме того, в окрестностях Аи находятся живописные горные пейзажи, пещеры, сосновые боры на левом берегу Катуни.
Каракольские озера
Расположены в верховьях река Карагол, притока реки Эликмонар, в предальпийской части западного склона хребта Иолго. Группа включает семь озер, приуроченных к ступеням гигантской каровой лестницы, соединенных между собой безымянным притоком реки Каракол. Высота самого нижнего из озер составляет 1820 м, самого верхнего 2097 м. Максимальная глубина достигает 10 м. Особую притягательность озер определяет тот факт, что именно в этом районе находится граница между лесом и альпийскими лугами. Каракольские озера относятся к охраняемым природным территориям.
Гейзеровое озеро
Гейзеровое озеро осенью
Гейзеровое озеро — водоем насыщенного бирюзового цвета с причудливыми узорами, которые постоянно меняются. Аналогичные озера есть только в Йеллоустонском заповеднике в Америке. Озеро не предназначено для купания, можно нарушить экосистему.
Озеро расположено в 7 км от поселка Акташ. Основной проход лежит через базу «Маленький рай». Вывески вдоль дороги укажут путь. Проход: 50 руб.
- https://tonkosti.ru/%D0%A7%D1%83%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82
- https://visit-altairepublic.ru/putevoditel/chuyskiy-trakt-po-vyuchnoy-trope-k-avtoban/istoriya-chuyskogo-trakta-do-1917-g/
- http://SnovaDoma.ru/interes/Rest/chuysky/
- https://Dorogi-ne-dorogi.ru/altaj/chujskij-trakt-na-mashine-puteshestvuem-po-glavnoj-doroge-altaya.html
- https://tur-ray.ru/chuyskiy-trakt-attractions.html
Как вам новость?